Именно с Хой-Эквой приверженцы ритуалов связывают идеи, обрисовывая это место как титульное, мега-священное, главенствующее святилище, именуемое Турум-Кан.
Уж не знаю откуда дятловедами позаимствовано бездумно-тиражируемое мнение, что, якобы, эта форма рельефа - бывший вулкан. Видимо фантазии потребовалась привязка к древнему уснувшему очагу.
Чтож посмотрим на это место немного пристальнее. Итак, ХОЙ-ЭКВА.
Вид с ЛОЗЬВЫ (углы на возвышенность отличаются в 45°):
вид с АУСПИИ:
(вид на Хой-Эква с отметки высоты 720, расположенной северо-западнее, на левобережной части Ауспии. Туман в кадре поднимается от Ауспии.)
Обратимся к истории образования образования форм рельефа территории северного Урала....в частности к геоморфологии и орографии.
С точки зрения геологии Хой-Эква это обычный интрузивный лакколит. Простым языком: Между пластом осадочной породы внедрилась магма и просто вытолкнула его, грибообразным прогибом, наверх. Ничего особенного.
Ну и за долгие лета его макушка и стороны разрушились, приняв теперешнюю форму. Вокруг этого возвышения сполшные топи болот. Да и сама Хой-Эква тоже не рай земной. Сплошь грибы и плесень. Единственная достопримечательность: афиллофоровые грибы, особенно его частная разновидность - coniophora arida
Заболоченность, гниль, плесень, грибы странного вида, у местных вызывали жизненный ассоциативный ряд с упадком сил, - со старостью...а так, как земля, в их понимании, является матерью-кормилицей...то, большей частью, место, утратившее свои жизненные силы, отождествлялось, в основном, со стареющим женским образом ....именно поэтому в мансийских оронимах, имеющих весьма прозрачную структуру, оно отражались вполне конкретным образом. Находившихся в тесном контакте с соседними районами народами, в названии горы, на первое место была поставлена общая топооснова - "высокий/возвышающаяся"....на второе ассоциациативное представление - "старуха".
Хой Эква не представляла никакого интереса у местных жителей из за сложности подхода и скудного растительного и соответственно животного мира. Геология возвышенности так же не вызывала интереса у промышленного хозяйства. Поэтому, кроме своего симпатичного вида со стороны некоторого удаления, данная территория никому не была интересна.
Религиозные пристрастия, как и быт, местные народы особо не скрывали. Мансийские оронимы отражают жизнь и быт народа, а также его религиозные представления: Габхартне-тумп «остров (гора), где перетаскивают лодки», Пети-ур «несчастная «возвышенность», Порре-Монгит'ур «возвышенность жертвенных развалин на р. Пурме», Таыт ялпинг ньер «священная гора на р. Сосьве».