=================================
УД 72-73
28.01.59 г. группа прошла около 15 км и остановилась на ночевку на реке Лозьва. На следующий день 29.01 группа дошла до устья р. Ауспия и прошла вверх по ее течению до 3 км. 30.01.59 г. они прошли еще 17 км*, вышли в этот день они в 10.30. Эта та теплая ночевка, о которой хорошо отзываются все участники похода. Место этой ночевки установлено группой Слобцова.
31.01 группа прошла 14 км и вечером пришла к перевалу р. Лозьвы, на то место, где у нас в последующем была вертолетная площадка.
*ПРИМЕЧАНИЕ: следует учесть, Е.П.Масленников, обозначал эти данные в отсутствие точной основы, для измерения значительных расстояний. Картографических материалов, опираясь на которые можно было сопоставить приемлемость расстояний у него так же не было. Поэтому цифры отрезков пути, пройденных группой он указывал в весьма отностительных величинах.
Современная морфометрия р.Ауспия обозначает ее длину: 29 км, при уклоне: 17,9 м/км. (но это расстояние от самого истока со всеми изгибами, которые при прохождении нивелировались, что становится очевидным при прокладывании маршрута по топографической карте.) То есть даже из этих данных следует, что Е.П. Масленников ошибся, увеличив путь, пройденный ГД по р.Ауспии, минимум на 10 км
=================================
выжержки из обобщенный скомпилированный дневник ГД
30 января 1959 г.
Погода: температура утром 17°
днем – 13°
вечером 26°
Сегодня третья холодная ночевка на берегу Ауспии.
С утра 17° - похолодало. Около 9-30 утра начался пассивный подъем. Подъем в 8-30.
Начинаем втягиваться. Печка – великое дело. Некоторые (Тибо и Кривонищенко) думают сконструировать паровое отопление в палатке. Полог-подвешенные простыни вполне оправдывают.
с вечера постановили за 8 минут с момента подъема вставать и освобождать палатку. Поэтому все давно проснулись и ждут эту команду. Но бесполезно. Коля Т. что-то острит с утра. Собираться никому неохота.
Дежурные ( повторно С.Колеватов и К.Тибо за вчерашний медленный сбор ) долго разводили костер, Колю сегодня не заставили дежурить и дежурили мы с Рустиком. Сожгли варежки и 2-ю фуфайку Юркину. Он ругается всё время.
А погода! В противоположность остальным теплым дням - сегодня солнечный холодный день. Солнце так и играет. С утра солнышко было, а сейчас айсерм. Ветер сильный, юго-западный, падает снег, облака густые, резкий перепад. Температура характерна Северному Уралу.
После завтрака идем по реке Ауспии, но опять эти наледи не дают нам продвигаться вперед. Пошли берегом по санно-оленей тропе. Лес хвойный. Весь день шли вдоль Ауспии. Идем как и вчера по мансийской тропе.
В средине пути встретили стоянку Манси.
Да, Манси, Манси, Манси. Это слово встречается в нашем разговоре все больше и больше. Манси - народ севера. Малонациональный Ханты-Мансийский н-р. с центром Салихарда - 8 тысяч человек. Очень интересный и своеобразный народ, населяющий Северный Заулярный Урал, ближе к Тюменской области. У них есть письменность, свой язык, и что характерно и особый интерес представляют лесные засечки и особые значки.
Иногда появляются на деревьях вырубки - мансийская письменность.
Вообще очень много всяких непонятных таинственных знаков. Возникает идея нашего похода " В стране таинственных знаков". Знать бы эту грамоту, можно было бы безо всяких сомнений идти по тропе, не сомневаясь, что она уведет нас не туда, куда нужно.
Это своеобразный лесной рассказ. Эти значки говорят о замеченных зверях, о стоянках, разнообразные приметы, и прочитать или разгадать их представляет особый интерес как для туриста, так и для историков.
Идём по Ауспии айсерм. Вот тропа выходит на берег. Теряем след.
В дальнейшем тропа идет левым берегом Ауспии, но упряжка оленей прошла по реке, а мы ломимся по лесу. При удобном случае сворачиваем на реку. По ней идти легче.
Около 2-х часов останавливаемся на обед- привал.Корейка, гость сухарей, сахар, чеснок, кофе, запасенное еще утром - вот наш обед.
Настроение хорошее.
Еще два перехода - пять часов - время остановки на ночлег[имеется ввиду время 17:00, определенное для установки палатки на ночлег]. Долго искали место, вернулись метров на 200 назад. Мансийская тропка кончилась. На мансийской тропке стали на ночлег. [ТРЕТЬЯ НОЧЕВКА с 30/31 января 1959]
Сегодня, наверное, будем строить лабаз.
Оленья тропа кончилась, началась торная тропа, потом и она кончилась. Шли целиной очень трудно, снег до 120 см. глубиной. Лес постепенно редеет, чувствуется высота, пошли березки и сосенки карликовые и уродливые. По реке идти невозможно - не замерзла, а под снегом вода и наледь, тут же на лыжне, идем опять берегом. День клонится к вечеру, надо искать место для бивзака. Вот и остановка на ночлег. Ветер сильный западный, сбивает снег с кедра и сосен, создавая впечатление снегопада.
Место прелестно. Сухостой, высокие ели, словом все необходимое для хорошего ночлега.
Как всегда, быстро разводим костер и ставим палатку на лапник. Погрелись у костра и пошли спать.
Люда быстро отработалась, села у костра. Коля Тибо переоделся. Начал писать дневник. Закон таков: пока не кончится вся работа, к костру не подходить. И вот они долго спорили, кому зашивать палатку. Наконец К.Тибо не выдержал, взял иголку. Люда так и осталась сидеть. А мы шили дыры ( а их было так много,что работы хватало на всех, за исключением двух дежурных и Люды. Ребята страшно возмущены.
Сегодня день рождения Саши Колеватова. Поздравляем, дарим мандарин, который он тут же делит на 8 частей ( Люда ушла в палатку и больше не выходила до конца ужина). В общем еще один день нашего похода прошел благополучно.