Ушма
Ох, какая это интересная тема! Кто верит, что группа прошла 24 км по Лозьве ночью до 2-ого Северного, выйдя в 16:00 из 41-ого посёлка? По наледям, с лошадкой, которая тормозит весь поход, с чисткой лыж, с привалами (надо же перекусывать и просто дух переводить)? Проходит, отягощенная всем выше названным и тяжеленными рюкзаками, ещё не набравшая походную скорость, проходит по 8 км в час при лунном свете? Я так и не смогла уверовать. Янеж, один бы добежал, не сомневаюсь. Но с лошадкой... и с бабами...
Где группа делает свою первую сессию на Лозьве? У Ушминских скал. Пардон, у Ушминского Камня, а, если ещё точнее, то у Красного камня. Это разные вещи. А какой там вид со спутника?
Позаимствовала на Тайне у ребят.
Сам посёлок Ушма расположился ближе к берегу уже после того, как лагерь был свёрнут. Летом 1960 года, когда по Лозьве мимо лагпунктов идёт группа туристов под началом Ю. Штовба, все лагпункты уже пусты. Пусты от лесоповальщиков, но насельники там имеются - разный вольный люд, охотники да манси, уже заселились и живут себе потихонечку. Так вот, посёлок Ушма вырос не совсем на месте лагерных построек, а рядом с ними. Они (лагерные постройки) на карте расположены чуть вглубь территории.
Спрашивается, как это лагеря, где была дислоцирована воинская часть, которая занималась охраной зон в округе, в 1959 году ещё нет, в 1960 уже нет? Там не просто лагпункт был, там настоящая зона была, там располагалась воинская часть, которая занималась охраной. До сих пор сохранилась часть построек.
Я, собственно, к чему это всё. В дневниках описания одного и того же 2-ого Северного рознятся. Предлагаю на это посмотреть под таким углом, что так и было - посёлков было два. Один - заброшенный геологов, где кернохранилище, другой - заброшенный лагерный, где вся группа проткнула руки гвоздями.
Я предполагаю, что зона Ушма была жива в январе-феврале 1959, и именно туда приходит группа Шумкова после подъёма на Чистоп. С действующей Ушмой всё встаёт на свои места! Исследуя их маршрут, становится понятно, куда они вышли после скалистого каньона на Ушме (где девушка из их группы провалилась под лёд, намокла и обморозилась) на огни жилого посёлка.
Так вот, предлагаю тако вариант. Группа Дятлова выходит в 16:00 из 41-ого посёлка, проходит 8 км, устаивает фотосессию на фоне Красного камня, доходит чуть-чуть до лагерных поселений Ушма и останавливается там на ночлег, не забыв проткнуть все руки гвоздями. А утром группе остаётся пройти 16 км - их типовая дневная норма - до 2-ого Северного посёлка. Возможно, что из Ушмы они не совсем по Лозьве пошли, а по просекам, так как нет Китовой пасти на фотографиях. Это не мелочь, это требует разъяснения. Но мы знаем достоверно, из показаний лесников, что просеки были, ходить по ним не возбранялось. Да и другие дороги и тропы были, так как и манси там ходили, и геологи, и фото у нас непонятные по "Лозьве-неЛозьве" имеются, есть место для предположений. И основания есть. Два дня с дедом, две ночёвки на территории лесников указаны в показаниях, как минимум, двух свидетелей. (Можно посмотреть по УД фамилии, уточнить). 16 км днём - это не 24 км ночью. Это норм! У Ярового группа днём идёт до 2-ого Северного, приходит в него, останавливается там на пару часов, затем проходит ещё немного по Лозьве и встаёт на ночлег. На следующий день заканчивает поход по Лозьве и переходит на Ауспию. Приходит на Ауспию в том месте, где на перевал в долину Лозьвы отводится 14 км (см проект похода). Ночевала группа во 2-ом Северном или нет - это вопрос к следствию, как оно всё увидело. Скалы там, как на Чусовой. Это можно увидеть и утром после ночёвки, и днём во время остановки там. Одинаково. Предлагаю всерьёз над этим подумать и найти разницу в описании посёлков в дневниках. Сделать акцент на проруби, по которой определили избу.
Отредактировано Агата К (2021-01-26 20:06:14)