node

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



поселок УШМА

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Ушма

    Ох, какая это интересная тема! Кто верит, что группа прошла 24 км по Лозьве ночью до 2-ого Северного, выйдя в 16:00 из 41-ого посёлка? По наледям, с лошадкой, которая тормозит весь поход, с чисткой лыж, с привалами (надо же перекусывать и просто дух переводить)? Проходит, отягощенная всем выше названным и тяжеленными рюкзаками, ещё не набравшая походную скорость, проходит по 8 км в час при лунном свете? Я так и не смогла уверовать. Янеж, один бы добежал, не сомневаюсь. Но с лошадкой... и с бабами...

     Где группа делает свою первую сессию на Лозьве? У Ушминских скал. Пардон, у Ушминского Камня, а, если ещё точнее, то у Красного камня. Это разные вещи. А какой там вид со спутника?

http://forumupload.ru/uploads/001a/fb/fb/4/t999926.png

     Позаимствовала на Тайне у ребят.

     Сам посёлок Ушма расположился ближе к берегу уже после того, как лагерь был свёрнут. Летом 1960 года, когда по Лозьве мимо лагпунктов идёт группа туристов под началом Ю. Штовба, все лагпункты уже пусты. Пусты от лесоповальщиков, но насельники там имеются - разный вольный люд, охотники да манси, уже заселились и живут себе потихонечку. Так вот, посёлок Ушма вырос не совсем на месте лагерных построек, а рядом с ними. Они (лагерные постройки) на карте расположены чуть вглубь территории.

     Спрашивается, как это лагеря, где была дислоцирована воинская часть, которая занималась охраной зон в округе, в 1959 году ещё нет, в 1960 уже нет? Там не просто лагпункт был, там настоящая зона была, там располагалась воинская часть, которая занималась охраной. До сих пор сохранилась часть построек.

     Я, собственно, к чему это всё. В дневниках описания одного и того же 2-ого Северного рознятся. Предлагаю на это посмотреть под таким углом, что так и было - посёлков было два. Один - заброшенный геологов, где кернохранилище, другой - заброшенный лагерный, где вся группа проткнула руки гвоздями.

     Я предполагаю, что зона Ушма была жива в январе-феврале 1959, и именно туда приходит группа Шумкова после подъёма на  Чистоп. С действующей Ушмой всё встаёт на свои места! Исследуя их маршрут, становится понятно, куда они вышли после скалистого каньона на Ушме (где девушка из их группы провалилась под лёд, намокла и обморозилась) на огни жилого посёлка.

     Так вот, предлагаю тако вариант. Группа Дятлова выходит  в 16:00 из 41-ого посёлка, проходит 8 км, устаивает фотосессию на фоне Красного камня, доходит чуть-чуть до лагерных поселений Ушма и останавливается там на ночлег, не забыв проткнуть все руки гвоздями. А утром группе остаётся пройти 16 км - их типовая дневная норма - до 2-ого Северного посёлка. Возможно, что из Ушмы они не совсем по Лозьве пошли, а по просекам, так как нет Китовой пасти на фотографиях. Это не мелочь, это требует разъяснения. Но мы знаем достоверно, из показаний лесников, что просеки были, ходить по ним не возбранялось. Да и другие дороги и тропы были, так как и манси там ходили, и геологи, и фото у нас непонятные по "Лозьве-неЛозьве" имеются, есть место для предположений. И основания есть. Два дня с дедом, две ночёвки на территории лесников указаны в показаниях, как минимум, двух свидетелей. (Можно посмотреть по УД фамилии, уточнить). 16 км днём - это не 24 км ночью. Это норм! У Ярового группа днём идёт до 2-ого Северного, приходит в него, останавливается там на пару часов, затем проходит ещё немного по Лозьве и встаёт на ночлег. На следующий день заканчивает поход по Лозьве и переходит на Ауспию. Приходит на Ауспию в том месте, где на перевал в долину Лозьвы отводится 14 км (см проект похода). Ночевала группа во 2-ом Северном или нет - это вопрос к следствию, как оно всё увидело. Скалы там, как на Чусовой. Это можно увидеть и утром после ночёвки, и днём во время остановки там. Одинаково. Предлагаю всерьёз над этим подумать и найти разницу в описании посёлков в дневниках. Сделать акцент на проруби, по которой определили избу.

Отредактировано Агата К (2021-01-26 20:06:14)

0

2

Агата К написал(а):

Ох, какая это интересная тема! Кто верит, что группа прошла 24 км по Лозьве ночью до 2-ого Северного, выйдя в 16:00 из 41-ого посёлка? По наледям, с лошадкой, которая тормозит весь поход, с чисткой лыж, с привалами (надо же перекусывать и просто дух переводить)? Проходит, отягощенная всем выше названным и тяжеленными рюкзаками, ещё не набравшая походную скорость, проходит по 8 км в час при лунном свете? Я так и не смогла уверовать. Янеж, один бы добежал, не сомневаюсь. Но с лошадкой... и с бабами...

тема действительно неоднозначная.......основу ее я поместил здесь: ГД: рабочие материалы пути 41-2С
сами Ушимские(Ушминские) скалы лучше посмотреть с видео: https://youtu.be/vi11BYwg6RQ?t=1668 станет понятнее и нагляднее (ребята их НЕ ФОТОГРАФИРОВАЛИ!!!!)....почему?!!! - вопрос отдельный

и еще интересный вывод выведен из диалога с ХАБАРОМ:.....все говорит за то, что на определенной стадии пути, ребята ушли в отрыв от деда с лошадью, оставив его одного (ну или в паре с Юдиным).....Что, как минимум не красиво....как максимум тянет на подставу

0

3

Ушма.  Фотографий почти не найти. Ни старых, ни новых. Исчезающий вид.
Вот ССЫЛКА на статью, из которой становится немного понятнее, что это за место.

     Когда-то здесь был лагерь. Причём, судя по описаниям тех, кто внимательно рассматривал оставшиеся постройки и записывал свидетельства старожилов, лагерь был какой-то экспериментальный, новаторский, можно сказать. Это была первая зона, где бывшие зэки селились вольно. Это были те, кому было запрещено возвращаться в большие города. Но здесь для них были созданы специальные условия, напоминавшие курортные по сравнению с жизнью в колонии. Здесь были: лесопилка, конюшни, столовая, медицинский пункт, детский сад и школа, и даже парк с клумбами. Возможно, именно развитая инфраструктура способствовала отсутствию побегов из колонии. Куда бежать и зачем из такой красоты?

     Риторическим остаётся вопрос о дате основания лагеря. Известно, что свободное поселение возникло в 1963 году. Но существовала ли зона до 1963 года - не известно, не удалось добыть никаких сведений о более ранней судьбе Ушмы. Есть только заверения местных жителей, что изначально лагерь был создан для политических заключённых. А это говорит само за себя. Политические репрессии начались в 1937 году, в этом же году был создан и Ивдельлаг, как часть Гулага. К 1990-м экспериментальная зона постепенно умерла, но остались те, кто в ней жил и те, кто её обслуживал. Это были первые обитатели современного посёлка Ушма.

      В 1990-е посёлок был заброшен. В 2007 было принято решение на региональном уровне построить здесь посёлок для народа манси, так как их малая родина, посёлок Тресколье, сгорел в 2005 году. Было оформлено около 16-17 заявок на строительство новых домов. И построено 10 изб. Но манси не закрепились на этой земле. Ушли с неё обратно в Тресколье. Несмотря на массовый исход манси, в 2019 году властями была предпринята попытка поддержать Ушму, все обитаемые домики были покрыты сайдингом. Сейчас в посёлке обитает всего несколько человек, несмотря на то, что Ушма, по сути, является главными въездными вратами всех туристических маршрутов на север, все они исходят из этой точки. Манси не умеют приспособиться к потоку туристов и жить за счёт туристов. Для манси такой поворот дела не прибавляет капиталов в кармане, а лишь приводит к спаиванию и гибели.

     А выглядел посёлок вот так:
http://forumupload.ru/uploads/001a/fb/fb/4/t831767.jpg
http://forumupload.ru/uploads/001a/fb/fb/4/t740869.jpg

     Местная достопримечательность и аттракцион одновременно - подвесной мостик:

http://forumupload.ru/uploads/001a/fb/fb/4/t197861.jpg

     Сейчас уже и мостика не осталось.

Отредактировано Агата К (2021-01-26 21:20:01)

0

4

«Югра же людье есть язык нем, и соседят с самоядью на полунощных странах. Югра же рекоша отроку моему дивьно мы находихом чюдо, его же несмы слышали преже сих лет, се же третьее лето поча быти: суть горы заидуче в луку море, им же высота ако до небесе, высечися; и в горе той просечено оконце мало, и туде молвять, и есть не разумети языку их... Есть же путь до гор тех непроходим пропастьми, снегом и лесом, тем же не доходим их всегда; есть же и подаль на полунощии...»
          – Рассказ Гюряты Роговича, из «Повести Временных Лет», 1096 г.

      Так начинается статья А. Стесина "ЛЕСНЫЕ ЛЮДИ"

      Эта статья посвящена доживающему свой век некогда великому лесному народу. Народу, состоящему из охотников и собирателей, ведущему образ жизни, знакомясь с которым появляются мысли о том, как тесно человек связан с тёмной стороной бытия – с обителью духов.

      Спросите, какое отношение это имеет к посёлку Ушма? Ответ прост – это исконная территория обитания манси, которая входит в состав Вселенной манси под названием Югра. А последней столицей этой Вселенной является посёлок Тресколье, расположенный над скалой «Китовая пасть» в 10 км от посёлка Ушма. Сама по себе Ушма место мёртвое. То ли потому, что здесь была зона, то ли в силу каких-то естественных причин. Так или иначе, манси здесь обитали периодически. Но ушли.

      В 2007 году была принята программа обживания этого посёлка, в рамках которой было выстроено более 10 изб для семей манси. Это не получило развития. Сейчас посёлок брошен окончательно. Остались только руины.

      А когда-то здесь была зона. Предлагаю фрагменты статьи, в которой освещается экспедиция в столицу манси «Тресколье». Маршрут экспедиции проходит через посёлок Ушма.

    "...отряды заключенных, прибывавшие сюда всего несколько десятилетий назад
     Для последних здесь были предусмотрены четыре режима и поселения. Это ИвдельЛаг, система из семи лагерей, учрежденная по приказу Сталина в 30-ые годы. Поселок Ушма – первое в Советском Союзе поселение-колония, где заключенные и расконвоированные работали на лесоповале. Как известно, эти «лесные лагеря» строили сами зэки, живя в балаганах из жердей и лапника, отапливаемых кострами. Кажется, в одну из таких колоний был отправлен мой дед, выходец из Румынии («перемещенное лицо с западных территорий»). Те, кто возвращался из этих мест, давали расписку о неразглашении условий содержания; за всю жизнь дед не обмолвился ни словом.
      С конца семидесятых лагерь пустует, и до недавнего времени население Ушмы исчислялось одним жителем – манси Степаном Анямовым. Два года назад администрация Ивдельского района приняла решение построить на месте бывшего ГУЛага поселок для мансийских семей. Наняли строителей – бригаду из одиннадцати человек."

       "Мы шли друг за другом по узкой тропинке, протоптанной между заросшим лугом и неглубоким оврагом, за которым начинался лес. Лозьва, одна из священных рек манси, разделяла поселок на две части. Единственным способом попасть  на другой берег (туда, где находится жилище Степана Анямова) был подвесной бревенчатый мост. Половина бревен была выбита, и все сооружение было настолько шатким, что казалось, любой переход через этот рубикон легко может стать последним. Впереди виднелись полуразрушенные постройки, кое-где еще огороженные колючей проволокой.
      КПП, бараки, казармы, лагерный ларек. Все постройки в лагере деревянные, кроме одной. Это – БУР. Одноэтажное здание из шлакоблоков, выбеленное известкой. Внутри БУРа всё, как после бомбежки: обвалившиеся стены, входы-выходы завалены балками и кирпичами. В общей камере до сих пор стоят вагонки и оцинкованная параша, но нет пола – просто голая земля, поросшая щетинистыми сорняками, какой-то хищной инопланетной флорой.  В карцерах же есть и пол и бетонные стены, есть маленькие зарешеченные окошки, через которые почти не проникает свет. Особенно впечатлила одна из этих «одиночек». Стены в ней сплошь утыканы гвоздями, чтобы узник не мог прислониться, а пол весь в шипах – долго на нем не просидишь. Таким образом, если нары пристегнуть к стене, заключенному остается либо стоять, либо сидеть на корточках.
     Местные жители (может быть, Степан или строители, а может быть, манси из Тресколья) постепенно разбирали бараки по доскам, растаскивая все, что можно было утащить. Лишь несколько «предметов быта» не успели еще найти своих хозяев: среди груды досок и металлолома попадались то непарный сапог, то ржавое ведро.
      На полу одного из офицерских домиков валялась книга, вернее то, что когда-то было книгой, – ворох пожелтевших заляпанных страниц печатного текста. На странице, которую можно было прочесть, не поднимая книжку с пола, рассказывалось о том, как волк перехитрил лису. «В прошлый раз мы еще находили детские игрушки», прокомментировал Влад, «но, видимо, манси их уже оприходовали... Вообще-то, в Ушме было сразу всё – и лагерь особого режима с рабочей зоной, и поселения... Тут сначала репрессированные сидели, политзаключенные, а потом и урок стали пригонять. Мне один манси рассказывал – он тогда здесь работал на лесобирже, по Лозьве леса сплавлял – так вот он говорил, что на вышках, в основном, женщины стояли. Считалось, что они более бдительные, что ли, ну и пьют меньше... Вот тут, если я не путаю, разводили кроликов. А вон там», – он показал на сколоченную из четырех необтесанных бревен «песочницу», – «была детская площадка. От самой тюрьмы, как видишь, мало что осталось."

     Это цитаты, которые посвящены лагерю Ушма.  Что здесь важно. Что первыми заключенными были политически-репрессированные граждане. Затем все остальные. А это значит, что сам лагерь был основан в 1930-е годы, когда начались политические репрессии. А это, в свою очередь, значит, что во время прохождения группы Дятлова мимо, лагерь уже существовал.

     Что не менее важно, что единственный манси Степан Анямов жил здесь в одиночестве долгое время. Жил ли он здесь с конца 1970-х, когда лагерь перестал существовать, или раньше – по повествованию установить не получилось. В любом случае, с момента гибели туристов до экспедиции, 2009 год, прошло 50 лет. Мог ли манси вообще находиться в непосредственной близости от лагеря, когда он существовал?

Отредактировано Агата К (2021-01-26 23:16:42)

0

5

http://forumupload.ru/uploads/001a/fb/fb/4/t125620.png
http://forumupload.ru/uploads/001a/fb/fb/4/t630394.png

Ещё пару снимков уходящей Ушмы. Здесь видно, что мост ведёт к домам. А для любителей поспорить об узости Лозьвы в каких-то местах предлагаю посмотреть на все фотографии Ушмы. Как рознится ширина Лозьвы в этом месте! И особенно нужно отметить речку Ушму.

http://forumupload.ru/uploads/001a/fb/fb/4/t623399.jpg

Ещё раз вставлю фото, где видно, что из Лозьвы уходит вправо ответвление - речка Ушма, которая упоминается в дневниках дятловцев. Здесь они были.

0

6

Крайне интересны воспоминания  участника похода на Чистоп Владимирова из группы Шумкова:

«Спускаться решили на север, по долине речки Чопорья - притока Ушмы. -Эх, и прокатимся по этой речке до самой Лозьвы, - вглядываясь в карту, мечтали мы еще в Свердловске…

По берегам то слева, то справа торчат скалы. Но вот начинается ущелье.

А впереди маячат огоньки - жилье близко! Из последних сил бредем к первому бараку. Все в инее, сосульки под носом. Нас услышали, люди выбежали, снимают с нас лыжи, рюкзаки, ведут в жарко натопленный барак. Оказывается, на дворе 38 градусов! Еле стаскиваем с себя заледенелые шлемы, лица, слава богу, не обморожены. А вот носки пришлось отдирать от ботинок горячей водой. Первая степень - ознобление пальцев ног почти у всех. Хуже всех у Светы - обморожение правой ступни. Потом она даже лечилась в Свердловске, в больнице.

Мы попали в поселок лесорубов. Здесь живут расконвоированные ЗЭКи, те, кому запрещено после «отсидки» жить в обычных поселках и городах. Мы этого не знали, вместе с ними пели и танцевали. Они в бараке все были навеселе, угощали нас, но мы были пьяны от усталости и от тепла. Все же три подряд холодные ночевки дали знать. Пели с ними блатные песни про «мурку», про «фраера Соловьева», который их на Саян завербовал, а они просились «к вину и куреву, житью культурному», и прочие песни из уголовного репертуара. Они не знают, что мы поем, а мы как можем подпеваем им.Вели себя непринужденно.

Утром уезжал на лошади, с санями, в Ивдель, начальник лесоучастка. Он забрал с собою Свету Шметтер, наши рюкзаки и лыжи. А нас устроил на лесовоз, верхом на бревнах, и думали только о том, как бы не замерзнуть, как бы не раздавили бревна. Но ничего! Приехали живые в Ивдель.»

Я опустила повествование о том, как волки зарезали лося. Нам важен маршрут.

Напомню, действие происходит недалеко от впадения Ушмы в Лозьву. Скалы…начинается ущелье…, а за ним лагерная зона. Ушма.

На видео Владимиров рассказывает, как на утро начальник лесоучастка, молодой парень (не Ряжнев ли?) бежал в Ивдель, прихватив с собой обмороженную девушку из группы и рюкзаки туристов. Бежал, чтобы не быть проигранным в карты.

Отредактировано Агата К (2021-01-23 23:09:24)

0

7

Агата К....С поселком Ушма не так все просто .....еще в 1836 году в отчете Второй Северной геологической Экспедиции указывается место расположение складов геологов в районе впадения Ушмы в Лозьву....там же геологи указывают, что взяли три лодки(очень плохого качества)...........в то же самое время на более современной карте составления 1958 года, в этом районе нет даже намека на какие либо строения(даже разрушенные)

Вопросы возникают и по строениям 41-го лесоучастка........если уложить более детальный рельеф  с современной карты становится более понятным место съемки ГД, так как на современной карте четко обозначается холм, отраженный в фотографии с Зиной,....но в таком случае на карте съемки 1958 года проявляются неучтенные строения. Такое возможно, только в одном единственном случае, если недостающие строения были достроены/перестроены в течении 1958 года........что, соответственно, ставит бараки с фотографии в положение новодела......... что разрушает идею того, что бараки 41-го относятся ко времени строений Ивдельлага.......

0

8

Самым легендарным жителем посёлка Ушма, без сомнения, является Степан Анямов.

http://forumupload.ru/uploads/001a/fb/fb/4/t112856.jpg

       История его такова. Родился он в семье Анямова Николая Васильевича (1924 г.р.) в 1964 году в посёлке Тресколье, последней столице страны под названием Югра. После срочной службы решил остаться в армии и в чине прапорщика служил в лагере-поселении Ушме. После распада лагерной системы и ликвидации лагеря женился, уехал в Ханты-Мансийск. Но, позже вернулся в Ушму и остался уже навсегда. Несмотря на холостяцкое обитание, Степан - тот редкий случай, когда манси не пьёт, вокруг него образцовый порядок и высочайшая культура традиционного быта и поведения.

       Что ещё характеризует необычайным образом этого и без того замечательного человека - с некоторых пор Степан Анямов принял Христианство. Да не просто Христианство, а его Старообрядческую версию. Сподобило его на этот образ жизни знакомство с монахом-отшельником, который пришёл искать в Уральской глуши уединения. Анямов помогал ему со строительством скита, а тот, в свою очередь, духовно его просвещал. Так, манси Степан крестился в Православную веру с именем Евсевий. По долгу Веры он исполняет все предписанные обряды, соблюдает пост, раз в год ездит в Екатеринбург за 500 км от Ушмы. Читает православную литературу, молится. Хотя при этом запросто может произнести мансийское заклинание. Но не ради истины, а ради сохранения памяти о своём народе.

      Подробную статью о Евсевии, человеке Божьем, можно прочитать по ССЫЛКЕ

       Другим особенным жителем Ушмы является брат Степана Валерий Анямов.

http://forumupload.ru/uploads/001a/fb/fb/4/t448683.jpg

      Валерий сумел получить высшее образование в Санкт-Петербурге. Лицо, Валерий, медийное. Он самый известный на сегодняшний день светский манси, который активно поддерживает историю манси, встречает туристов, водит экскурсии, много рассказывает о быте и традициях своего народа. Старается сохранить его в будущих поколениях. Пытается укрепить в народе новый формат жизни за счёт туризма, но без пьянства. Сам он не пьёт, конечно же.

Отредактировано Агата К (2021-01-26 21:57:39)

0

9

Агата К написал(а):

62021-01-24 00:31:02

Были ,знаем...спустя несколько недель мост рухнул

https://yadi.sk/d/-icQ8HMzowzfhA/IMG_3552.JPG
https://yadi.sk/d/-icQ8HMzowzfhA/IMG_3553.JPG
https://yadi.sk/d/-icQ8HMzowzfhA/IMG_3554.JPG
https://yadi.sk/d/-icQ8HMzowzfhA/IMG_3555.JPG

0

10

ЯНЕЖ написал(а):

Были ,знаем...спустя несколько недель мост рухнул

ЯНЕЖ ближайший Банкомат????Почта? Продхозмаг?

0

11

Агата К написал(а):

История его такова. Родился он в семье Анямова Николая Васильевича (1924 г.р.)

http://pereval1959.icebb.ru/viewtopic.php?id=87#p2211

Свернутый текст

АНЯМОВЫ
Везде и впредь сслыка на Андоросова В.
https://ok.ru/profile/408925866934/albu … _OverTitle

Предки
Николая Васильевича Анямова жили в Няксямволе, у его деда было 50 голов оленей,
затем стадо выросло до 800 голов, после революции 1917 года, когда стали
раскулачивать манси в период гражданской войны, власти в помощь голодающим взяли из
стада 50 голов оленей, затем вторично 50 голов оленей. И после этого родители Николая Васильевича,
перегнали оленей с Северной Сосьвы в верховья р.Лозьвы и стали жить чуть выше
устья по р.Актыл в деревне Луссум-талях-павыл, в переводе, верховья
большой деревни, там и родился в 1928 году, Николай Васильевич, был в семье
младшим сыном, у него было еще два брата, старший Петр и средний Прокопий.

Анямов Василий - до революции проживал в Няксимволе.Потом в Суеват -пауле
http://sh.uploads.ru/t/H56LN.jpg
Анямов Илья Васильевич - сын
Анямов Николай Васильевич - сын. Родился в 1929 году -умер в 1995 году из-за отказа почек.
Добыл 40 медведей. От 41 пострадал на 2 Северном.
Анямова Просковья Васильевна - дочь.
http://sf.uploads.ru/t/zL2lZ.jpg
http://s1.uploads.ru/t/76sbo.jpg
http://s4.uploads.ru/t/ZrLWA.jpg
http://s4.uploads.ru/t/NjhX4.jpg
http://sa.uploads.ru/t/ovjFs.png
http://s8.uploads.ru/t/4qmJp.jpg
Кликабельно.Определен Тимофей.
https://img-fotki.yandex.ru/get/195786/ … cad52_orig
http://s4.uploads.ru/t/NEnC6.jpg
http://s6.uploads.ru/t/34Grq.jpg
http://sg.uploads.ru/t/3XRIK.jpg
Могила Анямова Николая Васильевича.
Анямова Александра Васильевна, дочь Елизавета и внучка Настя. Поминки.
http://sd.uploads.ru/t/EKd9F.jpg

Отредактировано ЯНЕЖ (2021-01-26 21:29:38)

0

12

https://i.imgur.com/VcZyW08m.jpg  Тетя Маша Анямова меня в манси определила-так то да,похож

Отредактировано ЯНЕЖ (2021-01-26 21:34:59)

0

13

ЯНЕЖ написал(а):

Тетя Маша Анямова меня в манси определила-так то да,похож

ОФИГИТЕЛЬНО!!!!!! ...типа ЗАКОН -ТАЙГА В ЛИЦАХ!)))))

0

14

Здесь привожу цитаты из разных отчётов о поездках, интервью, репортажей и пр. об Ушме и её населении. Цитаты приводятся, как главная моя ссылка на то, что у Ушмы есть более глубокая и более типичная для всех посёлков, построенных на руинах лагпунктов, история.

     "Посёлок Ушма - это было первое в СССР поселение-колония, где проживали расконвоированные заключённые.
      Для людей, вкусивших все прелести Гулага, это был глоток свободы. Нет колючей проволоки, вышек, постоянных окриков вертухаев. За малую провинность (не выполнение плана - 5м.куб. в день лесопиления) - в худшем случае ШИЗО, за саботаж (заболел, нет сил выйти на работу и т.п.) - возврат в лагерь.
      В посёлке находились лесопилка, бани, хлебопекарни, прачечная.
      Был разбит парк с детскими качелями (дети жили), клумбами. За всю историю поселения Ушма не было ни одного побега (просто бежать было некуда). В настоящее время на месте бывшего поселения Ушма ведётся строительство нового  национального посёлка для местного населения - манси.
      Использованы материалы С. Филиппова, С. Сигачёва"


      "Степан нам провёл экскурсию по постройкам Старой Ушмы, рассказал, что 20 лет назад в спецпосёлке проживало 150-160 человек. В поселении имелись, кроме штаба, специальных сооружений и жилых домов, ещё столовая, конюшня, медицинский пункт, детский сад и школа."

    "Историю поселения нам рассказывает Анатолий Вольвич - в этих краях он известен, как борода. Сроки в Ушме отбывали, как правило, виновники ДТП. Когда весь лес в округе вырубили, колония закрылась. Анатолий уже 17 лет живёт в тайге. Раньше был лесником. Теперь принимает туристов."

      "Стёпа - старожил Ушмы. Когда была колония - он прапорщик, когда лесосплав - он моторист на реке, когда ничего не стало - остался он. Пробовал в городе - в Хантах поделки для сувенирных лавок резал - тоска по лесу замучила. Так, на пятом десятке пришлось вернуться к корням - стать охотником, хотя раньше не промышлял. В сумрачные 90-е этот этот обезлюдевший зековский край выбрали для скита отпущенники из Соловецкого монастыря. Из четырёх монахов через год остался один, самый истовый. Стёпа учил их премудростям таёжно жизни. Избушку в глухом углу помог срубить. В ответ получал добро и Слово. Постепенно вникал в учение о Спасителе. Чего не добились миссионеры многовековым непонятных церковных таинств, было достигнуто за год вкрадчивых бесед. Сколько лет уже нет того монаха, а вера осталась. И добротная избушка, которая стала для Степана промысловой."


        " - У меня отец про эти места говорил так: "Здесь только ЗеКа, ЧК и манси, - смеётся Денис, оглядываясь на каменные карьеры вокруг.
         - Тут вот, например,  мужика мёртвого нашли."

    "Это из сидевших" - предположил Влад. Впрочем, то же самое можно было предположить и относительно остальных местных жителей. Народ, видавший виды. С ними стараешься "правильно контактировать", не говорить лишнего и всё время чувствуешь, как тебя"прощупывают."

Отредактировано Агата К (2021-01-26 23:01:52)

0

15

Подводя итоги исследования корней существования посёлка Ушмы, нарисую следующий портрет. Новейшая история Ушмы связана с основанием в этом месте уникальной по своим характеристикам колонии-поселении. Эта история запечатлена в письменных источниках на основании свидетельств очевидцев. И начинается эта история в 1963 году. И называется она историей Старой Ушмы.

      Те же свидетели, полагаю, лишь по слухам, передаваемым из уст в уста, знают о существовании ещё более Старой Ушмы. Назовём её СТАРОЙ-СТАРОЙ Ушмой. И та история связана с основанием лагерей для репрессированных политзаключённых. Начинается эта история типичной присказкой манси: ".... в те давние времена, когда не было ни тебя, ни меня, ни звёзд на небе....". Нет уже ЗеКа, которые могли бы пролить свет на то обстоятельство, начиналась ли история Ушмы с политзаключённых или нет. Или это сразу была экспериментальная фабрика по перевоспитанию человека в суровых приполярных условиях, где и монах не всякий выживет. Официальных источников по этому вопросу обнаружить не удалось. Но их и по Ивдельлагу, в целом, не исчерпывающее количество. Лагпункты открывались и закрывались со скоростью несколько штук в год. Конечно, странно, что нет ничего официального по Ушме - статей, исследований. Тема новаторства в системе ИТЛ - это особенно интересная тема, согласитесь. Дальше такие порядки вводились повсеместно.  Вижай служит тому ярким примером, когда и зона, и вольное поселение соседствуют друг с другом на одном пятачке земли. С одно стороны забора есть всё, с другой - нет ничего, кроме осуждённых и их охранников.

       Я всё же склоняюсь к мысли, что группа Шумкова окунувшись в ледяные воды Ушмы, врятли смогла бы пройти ещё 8 км до 41-ого посёлка. Хотя, кто знает. Владимиров говорит - огни были очень далеко, когда они их увидели. А рельеф Лозьвы в месте 41-ого посёлка своим изгибом выдвигает посёлок как бы на линию реки. Можно ли увидеть огни посёлка за 8 км?
       Но и Ушминские скалы, где группа "окунулась", тоже не близко от соединения Ушмы с Лозьвой. Поэтому, вопрос остаётся открытым, куда вышли шумковцы. Но описание контингента, с которым они столовались и ночевали, очень живописное. Вполне соответсвует цитатам выше. Такие же, полагаю, встретили дятловцев в 41-ом посёлке. Если бы шумковцы вышли всё-таки в 41-ый, думаю, были бы разговоры о том, что давеча как раз с одними тут только простились, как вас много, однако на наш уединённый край! А так ни слова. Это же странно.

       Одно совершенно очевидно - посёлок Ушма узловой. Отсюда начинаются маршруты в разные стороны. Отсюда начинается настоящий северный туризм. Это последняя точка цивилизации перед выходом в царство Северного и Приполярного Урала. Здесь самое место  для баз. Не удивлена, что эта точка давно-давно с приходом русского человека в эти края была обжита. Здесь просто обязан был кто-то находиться в 1959 году. Полагаю, к этому времени здесь было уже порядком заброшенных строений, может быть и геологов тоже. Владимиров-то в своём интервью КУКу уверенно говорит, что они вышли во 2-ой Северный, и там было полно людей! Ну как ему не поверить? Надеюсь, история Ушмы дополнится более ранними подробностями. И всё встанет на свои места, в плане остановок группы Дятлова, их количества и интервалов.

0

16

Янеж! В следующий раз, когда пойдёте в Ушму, возьмите интервью у Анямовых. Поспрашивайте, откуда информация, что старая-старая Ушма началась с политических заключённых. В 1963 году их уже не могло быть по определению. Политзаключённых. Анямовых сегодняшних тоже не было. Степан 1964 года, Валерий на 5 лет его младше. Кто рассказывал? Кто знал?

Отредактировано Агата К (2021-01-27 00:01:58)

0

17

Принимаю благодарности и лайки за материал.

+1

18

Агата К написал(а):

Принимаю благодарности и лайки за материал.

да уж  спасибо......чем больше материала тем больше вопросов

0

19

Янеж, а вы встречали дядю Рому в Ушме?

    "На крыльцо вышел маленький человечек с большой головой. Больше всего он походил на гномика из мультфильмов, разве что без бороды и одежда не совсем подходящая: треники, футболка, старая бейсбольная кепка с надписью «New York». Мы представились. «Ага, будем знакомы, да», затараторил человечек, «я – дядя Рома. Ну, это меня все так зовут, потому что мне уже за пятьдесят. Я у них, получается, за старшего, ну?"

     "Наташа рассказывала, что большинство манси, с которыми ей приходилось сталкиваться, выбирали одну из двух стратегий общения: одни не рассказывали ровным счетом ничего; другие рассказывали всё – легенды, обычаи, обряды, – но ничего не показывали, и, как выяснялось позже, все рассказанное ими было придумано на ходу. Дядя Рома не принадлежал ни к одной из этих категорий. В Тресколье о нем говорили то как о юродивом, то как о местном философе. Жена его умерла при родах двадцать с лишним лет назад, оставив сына Колю. Растить Колю помогал брат дяди Ромы, Василий. Несколько лет назад Коля перебрался в Ивдель (теперь он работает там на спиртзаводе). Примерно тогда же от дяди Ромы «ушел» и брат Вася: пьяный охотник из другого селенья якобы принял его за лося... «Так что теперь вот живу один», заключил повествование наш новый знакомый. По-русски он говорил с сильным акцентом (мансийский акцент слегка напоминает эстонский), но в первые же пять минут общения его речь обнаруживала довольно обширный словарный запас."

    "Когда дядя Рома говорил про «недалеко», он имел в виду: недалеко по мансийским меркам. Сорок километров здесь считаются расстоянием, которое нетрудно осилить пешком. До Тресколья было всего километров десять, но идти нужно было через тайгу и болота, и хотя наш проводник все время советовал нам идти «по тропинке» («Идем лучше здесь, здесь тропинка»), никаких тропинок никто кроме него не видел. Он шел напролом. Казалось, он вовсе не замечал комаров и мошки, облепляющих все тело (вспоминались истории об излюбленной лагерной пытке, когда заключенного в голом виде «выставляли на комариков»)."

    "После ужина слегка захмелевший Дядя Рома почувствовал позыв к преподавательской деятельности. Взяв в руки уголек, он принялся  рисовать катпосы на стене сарая. Катпосы – это родовые знаки; вместе с «сопрами» (ритуальными антропозооморфными пиктограммами) они составляют своеобразную письменность манси. По виду они напоминают скандинавские руны. Катпосы чертили на скалах возле святилищ или в тайге в качестве охотничьих дописей. Щитообразная эмблема, внутри которой нарисованы катпосы Анямовых и Пеликовых и проведены две диагональных черты, означает: «Здесь были Анямов и Пеликов, с ними две собаки. Убили лося». На самом деле, система родовых знаков достаточно сложна: у каждого рода имелось по несколько катпосов, которые использовались в разных случаях и отражали различные черты характера, присущие представителям рода, их занятия и семейные верования. «Вот это катпос Анямовых, вот это – тоже анямовский, но его рисовали только я и мой отец; вот это – Куриковы, вот – тоже Куриковы, но означает другое», наставлял Дядя Рома, и прибавлял: «Вы запишите сейчас, а то потом забудете». Затем устроил экзамен: вот это чей катпос? вот такая допись что означает?
    Как выяснилось, эта серьезность не была наигранной: катпосы были его страстью, он собирал их по всей области на протяжении многих лет. В его коллекции было больше ста родовых и именных знаков. Два года назад, решив показать эту работу ученым, он повез свою драгоценную тетрадку в Тюмень. Ученые заинтересовались. Тетрадку забрали на «посмотреть», после чего ее поместили в музей. Между тем, коллекционер надеялся на нечто совсем другое: «Я думал, теперь вместе будем работать, катпосы изучать. Лучше меня-то их никто не знает, сейчас манси все по-русски пишут... Ну, ладно, не захотели вместе собирать, да, ну так хотя бы знаки мне верните, перепишите себе и верните...» Знаки не возвращали. Вернувшись в Тресколье, Дядя Рома начал восстанавливать свою коллекцию по памяти."     

   Отрывки из зарисовки "Лесные люди" А. Стесина

    Колоритный персонаж этот дядя Рома.

http://forumupload.ru/uploads/001a/fb/fb/4/t487818.png

Слева направо: Унтя (Андрей) Пеликов, Степан Анямов, дядя Рома

Илья Абрамов 2010

Священный зверь скончался (кликабельно)

Отредактировано Агата К (2021-02-03 21:28:56)

0

20

вход Ушмы в Лозьву  с воздуха (настоящее время)
https://i.imgur.com/Cqgp6GGl.jpg

Видео которое представляет объективным как сами скалы п.Ушма, так и два останца, расположенные правее, в полутора значений их высоты.

ВИДЕО на СКАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС п.УШМА
https://youtu.be/vi11BYwg6RQ?t=1668

Вид на комплекс Ушимских(Ушминских) скал*, в районе п.Ушма, близ входа р.Ушма в Лозьву
https://i.imgur.com/fMeJjrjl.jpg
https://i.imgur.com/fWrdN0Xl.jpg
--------------------
* государственный памятник природы УШМИНСКИЕ СКАЛЫ
правильное название
- (согласно ПАСПОРТУ ОБЪЕКТА): Ушминские скалы,
- (согласно ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства Свердловской области от 17.01.2001 г., № 41-ПП): Ушимские скалы

0